Психолого - медико - педагогический консилиум

 

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассника

Памятка для родителей пятиклассника

 

Основные аспекты задержки психического здоровья

 

Информация для детей и родителей

 

     Психическое развитие ребенка— сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др.

     В. В. Лебединский (2003) выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:

1.  Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).

2. Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично).

3. Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода  нормального психического развития).

4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).

5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).

6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии).

     Задержки психического развития у детей и их коррекция являются актуальной проблемой детской психоневрологии. Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении.

     В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей чаще наблюдается дисфункция созревания двигательных и общепсихических функций. Поэтому обычно в раннем детстве речь идет об общей задержке психомоторного развития с большей выраженностью отставания психических функций. У детей же старше трех лет становится возможным выделение уже более очерченных психоневрологических синдромов. Главным клиническим признаком ЗПР (по М. Ш. Вроно) являются: запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений.    

Оценка психического развития ребенка включает в себя:

1) предречевое и речевое развитие;
2) развитие восприятия (представления о частях тела, бытовых предметах, цвете, размере, форме, ориентировка в пространстве);
3) развитие памяти (стихи, пересказы);
4) развитие мышления (знания об окружающем мире — время года, время суток; аналитико-синтетическая
деятельность, способность к сравнению, обобщению, классификации);
5) развитие внимания (устойчивость, переключаемость);
6) развитие игровой деятельности;
7) развитие изобразительной деятельности (рисование, лепка) и конструирования (постройки, др.);
8) развитие навыков самообслуживания (гигиенические навыки, аккуратность, одевание/раздевание, прием пищи и);
9) становление эмоционально-волевой сферы (устойчивость чувств и действий, ответственность, критичность к своему поведению, саморегуляция поведения);
10) коммуникативное развитие (контактность и адекватность поведения в общении с окружающими: интерес ребенка к взрослому, способность привлечь внимание взрослого, реакция на отношение взрослого);
11) развитие самосознания (знания о себе — имя, фамилия, адрес; самооценка, саморегуляция поведения);
12) развитие школьных навыков (счет, чтение, письмо и др.).

     Для исследования уровня психического развития ребенка используются психологические тесты (шкала Бейли, денверовский тест и многие другие). Уровень интеллекта по системе IQ определяется у детей старше 3 лет.

     В МКБ-10 ЗПР рассматриваются в разделе F80-F89 «Расстройства психологического развития», при этом используются следующие основные рубрики:

-F80. Специфические расстройства развития речи и языка (F80.0. Специфическое расстройство артикуляции; F80.1.

Расстройство экспрессивной речи; F80.2. Расстройство рецептивной речи).

-F81. Специфические расстройства развития учебных навыков (F81.0. Специфическое расстройство чтения (дислексия);

-F81.1. Специфическое расстройство спеллингования (дисграфия);

-F81.2. Специфическое расстройство арифметических навыков (дискалькулия); -F81.3. Смешанное расстройство учебных навыков; F81.8. Другие расстройства учебных навыков).

-F82. Специфические расстройства развития моторных функций (диспраксия).

-F83.Смешанные специфические расстройства психического развития.

     В основе лечения ЗПР лежит мультидисциплинарный подход с активным участием неврологов, педиатров, психологов, психиатров, логопедов, педагогов-дефектологов (в т. ч. монтессори-педагогов). Основным направлением помощи детям с ЗПР является разносторонняя психолого-педагогическая коррекция, направленная на улучшение когнитивного развития и эмоционально-коммуникативной сферы. В случае ее недостаточной эффективности применяется медикаментозная терапия. При этом препаратами выбора становятся средства с ноотропным действием (от греч. noos — мышление, разум, интеллект; tropos — поворот, направление). Их общее свойство — действие на высшие интегративные и когнитивные функции головного мозга — память, восприятие, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевые функции. При использовании вазопротектеров ноотропный эффект развивается вторично, вследствие позитивного влияния на мозговой кровоток.

     В настоящее время при ЗПР используются следующие нейротропные средства:

1)производные пирролидона: пирацетам и др.;
2) производные пиридоксина: Биотре­дин,
Энцефабол;
3) производные и аналоги гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): Аминалон, Пикамилон, Фенибут, Пантогам;
4) препараты, усиливающие холи­нер­ги­ческие процессы: Глиатилин, Цераксон, Энцефабол, Церебролизин;
5) глутаматергические препараты: Глицин, Акатинол Мемантин;
6) нейропептиды и их аналоги: Церебролизин, Актовегин, Кортексин, Церебрамин, Семакс;
7) цереброваскулярные средства (винпоцетин, циннаризин, Инстенон, Гинкго Билоба, Вазобрал);
8) гомеопатические средства (Церебрум композитум H и др.);
9) витаминоподобные средства (Идебе­нон, Магне В6 и др.);
10) антигипоксанты и антиоксиданты (Мексидол, Цитофлавин, Энцефабол);
11) общетонизирующие средства (Когитум, Элькар, Лецитин и др.);
12) витамины группы В (Нейро­мультивит).

 

КОВАРНОЕ ЗЕРКАЛО

 

    (Дисморфомании у детей)

     Информация для детей и  родителей

 

Синдром дисморфомании- это такое расстройство, которое проявляется в стойком убеждении, что видимые части тела уродливы, эстетически несовершенны и что посторонние люди обращают на это пристальное внимание, глядят с отвращением и т.д.  Обычно эти переживания касаются видимых частей тела. При дисморфомании больные никогда не думают того же о печени или еще каком-нибудь невидимом окружающим органе. Поэтому, естественно, что больные, страдающие дисморфоманией, почти постоянно пребывают в плохом настроении вплоть до развития сильной депрессии с тоской, идеями самообвинения.

     Дисморфомания проявляется, как правило, в подростковом возрасте и свойственна именно ему, так как у всех подростков возникает повышенное внимание к своей внешности, стремление довести ее до какого-то образца, приблизить к высокому эстетическому идеалу. И именно поэтому в подростковом периоде часты гипертрофия и карикатурное заострение того, что уже как бы заложено в психике подростка. Иногда эти явления бывают очень грубыми, но если встречаются в рамках пограничных расстройств, то при правильном лечении бесследно исчезают.

     Наиболее часто встречается дисморфомания, обусловленная сверхценными переживаниями. Она бывает у людей чрезмерно чувствительных, застенчивых, уязвимых, склонных к образованию идей, которые в общем-то обоснованы и поначалу ничего странного и неправильного в себе не несут, но занимают в психике человека слишком  большое место и тем самым определяют его поведение. У таких подростков возникают идеи, что рот либо брови некрасивы и окружающие это замечают. Подростки погружаются в свои переживания, воспринимают свои мнимые уродства как тяжелый и незаслуженный удар судьбы, избегают общества, хотя их поведение в школе по-прежнему остается внешне упорядоченным, успеваемость не снижается; если такие дети забывают о

своих переживаниях, то ничем не отличаются от обычных людей. Они поддаются разубеждению и особенно отвлечению. Со временем эти явления бесследно проходят, если такому юноше или девушке вовремя провести курс психотерапевтического воздействия, к которому, кстати, такие пациенты весьма расположены.

 

 Дизайн и сопровождение сайта: Куликова И.С.  
Copyright © 2014 Бехтеевка